Приборы и устройства безопасности предназначены для автоматического отключения агрегатов и механизмов грузоподъемных кранов при отклонении какого-либо параметра, характеризующего режим работы оборудования, за пределы допустимых значений. Одним из основных приборов безопасности, устанавливаемых на грузоподъемных кранах, является - ограничитель грузоподъемности;
Рассмотрим основные типы ограничителей грузоподъемности, которые применяются в настоящее время на грузоподъемных крана, тем более.что сегодня эти приборы становятся все универсальнее и включают в себя функции ограничения других параметров работы кранов.
Ограничители грузоподъемности ОГП-1 и ОГК-1
Эти приборы - предшественники ОНК-М, сейчас они сняты с производства. Если ОГК-1 отличается от ОНК-М только платой датчика усилия (на дискретных элементах - диодах и транзисторах, а не на микросборке, как у ОНК-М), то ОГП-1 отличия сильнее. В приборе ОГП-1 вообще не используются транзисторы, блок построен на нескольких реле. Помимо того, что прибор работает мягче, чем ОНК-М, это еще и увеличивает надежность и ремонтопригодность прибора. Кроме того, резистор в датчике угла ОГП-1 выполнен из сплава с драгоценными металлами - практически вечный с точки зрения износостойкости. Поэтому ОГП-1 - это "мечта эксплуатационника", и поэтому многие люди специально ищут ОГП-1, не желая заменять его на более современные ОНК-М. Приборы ОНК-М и ОГК-1 взаимозаменяемы даже до одного датчика - но в пределах одной модификации. ОГП-1 также взаимозаменяем с ОНК-М и ОГК-1, но нужно менять прибор целиком, т.е. ОГП-1-29 можно заменить на ОНК-М-29, и проводку при этом переделывать не нужно.
Ограничитель грузоподъемности ОГБ-3
Ограничитель грузоподъемности ОГБ-3 применяется на автокранах с жесткой гидравлической подвеской телескопической стрелы, в основном, на кранах производства АО "Автокран" - г. Иваново. Прибор производился на территории России. Сейчас признан устаревшим и не выпускается, но все еще продается. Обеспечивает те же параметры безопасности, что и ОГБ-2, но отличен от него по конструкции - используется дополнительный датчик для учета влияния длины стрелы на опрокидывающий момент.
Ограничитель грузоподъемности ОГБ-2
Ограничитель ОГБ-2 применяется на автокранах с гибкой подвеской решетчатой стрелы, реже - на башенных кранах. После распада СССР он перешел в разряд импортных приборов, однако его популярность все еще высока. Конструкция ОГБ-2 в целом аналогична прибору ОНК-М, но имеет ряд плюсов (встроенный стабилизатор по питанию датчиков, бесконтактный ДУГ). ОГБ-2 обеспечивает: - защиту от опрокидывания крана при перегрузке путем сравнения сигналов с датчиков усилия и угла. Защита срабатывает как при попытке подъема груза, превышающей грузоподъемность крана, так и при попытке увеличения вылета стрелы с грузом, который кран смог поднять, но при этом происходит выход из грузовой характеристики крана. Кран, оборудованный ОГБ-2, можно дооснастить регистратором параметров (РП-СК-1, РП-ГМ) и прибором защиты от опасного напряжения ("Барьер 1М", УЗК-1-2А). Панель сигнализации ОГБ-2 отображает опрокидывающий момент Мопр. в процентах от предельного при данном вылете - с помощью стрелочного прибора. Также на панели расположены две лампы, сигнализирующие режимы работы прибора - работа разрешена или запрещена. Недостатки ОГБ-2: - прибор не обеспечивает координатной защиты, защиты от ЛЭП, защиты при проваливании лапы (опоры) в мягкий грунт, записи и хранения информации о работе - только защиту от перегруза и опрокидывания при превышении предельного вылета с грузом слишком большой массы необходимость дооборудования: регистратором параметров (РП-СК-1 или РП- ГМ с координатной защитой), прибором защиты от опасного напряжения ("Барьер-1М" или УЗК-1-2А), сигнальным креномером (УСКМ-3 или КСЦ-1).
Ограничитель грузоподъемности ОГБ-3-3
Ограничитель грузоподъемности ОГБ-3-3 предназначен для установки на гидравлические краны с жесткой подвеской телескопической стрелы; автомобильные краны с жесткой подвеской телескопической стрелы с целью предупреждения и запрещения работы крана с недопустимыми грузами. Ограничитель грузоподъемности воспроизводит грузовую характеристику крана в виде заградительной функции, т.е. зависимости между вылетом, длиной стрелы и предельно-допустимой нагрузкой. Ограничитель грузоподъемности монтируется на кране и включается в систему управления крана так, что при достижении предельной нагрузки запрещаются операции с грузами и подаются соответствующие сигналы.
Ограничитель грузоподъемности ОНК-М
Ограничитель ОНК-М производится на территории России. Применяется, в основном, на башенных кранах, а также на автокранах с гибкой подвеской решетчатой стрелы, иногда - на мостовых и козловых кранах. Конструкция прибора аналогична ОГБ-2, но имеет свои особенности: Датчик угла ОНК-М - контактный, в нем используется проволочный потенциометр - весьма надежный, однако все же бесконтактная конструкция ОГБ- 2 более предпочтительна с точки зрения эксплуатации. С другой стороны, ДУГ ОНК-М - недефицитный и недорогой, поэтому, в случае выхода из строя, его можно без проблем приобрести. Датчик усилия отличается от ДУС ОГБ-2 использованием микросборки М2ППМ0031 и иным расположением силовых рымов. При ремонте плату с микросборкой можно заменить на вариант старого образца - от прибора ОГК-1. В релейном блоке ОНК-М нет стабилизатора напряжения, поэтому, при перепадах в бортовой сети крана, на датчики подается различное напряжение питания. Панель сигнализации ОНК-М полностью идентична панели ОГБ-2.
Ограничители типа ОНК-140
ОНК-140 предназначен для предупреждения опрокидывания и поломки металлоконструкций грузоподъемных кранов различного назначения при подъеме груза, для отображения информации о фактической массе поднимаемого груза, работе в стесненных условиях или в близи ЛЭП ОНК-140 выпускаются для следующих типов кранов: - Самоходные на автомобильном и гусеничном шасси с гидравлической или решетчатой стрелой; - Башенные с балочной стрелой; - Железнодорожные краны; - Краны-трубоукладчики; - Мостовые и козловые краны. ОНК-140 для самоходных кранов выдает информацию на жидкокристаллические индикаторы о фактической массе поднимаемого груза, предельной грузоподъемности, степени загрузки крана, величине вылета, высоте подъема оголовка стрелы, угле наклона относительно горизонта, величине продольного и поперечного крена, о скорости ветра. Возможности системы безопасности ОНК-140 Ограничитель сигнализирует: - зеленой лампой “Норма” - о нормальном режиме работы грузоподъемного механизма крана; - желтой (или зеленой) лампой “90 %” и прерывистым звуковым сигналом о том, что подъемный механизм загружен более чем на 90 %. - красной лампой “Стоп” и звуковым сигналом с блокировкой подъемных и поворотных механизмов - при превышении максимально допустимой массы груза на крюке при данном вылете. В данной ситуации разрешены только операции опускания груза, уменьшение вылета стрелы. Встроенный в ОНК-140 регистратор технических характеристик (блок телеметрической памяти) обеспечивает запись и долговременное хранение информации о рабочих параметрах крана, а также о степени нагрузки крана в течение всего срока службы ограничителя. Ограничитель ОНК-140 комплектуется модулем защиты от опасного напряжения. Его установка обеспечивает своевременное оповещение крановщика о наличии ЛЭП в непосредственной близости от крана и защиту от поражения током. В ограничителе предусмотрено 4 вида координатной защиты: «стена», «потолок», работа в секторе по азимуту («левый», «правый» угол). Установка защиты позволяет производить работы крана в стесненных условиях (под ЛЭП, вблизи кранов и между зданий) без опасения столкновения стрелы крана с препятствием. По желанию покупателя ограничитель ОНК-140 может измерять текущее значение следующих параметров: - температура охлаждающей жидкости двигателя подъемной установки; - температуру и давление масла в двигателе подъемной установки; - давление масла в любых трех магистралях гидросистемы; т.е. фактически выполняет и функции контрольно-диагностической системы. По желанию заказчика система может быть упрощена уменьшением количества измеряемых параметров (количеством применяемых датчиков).
Модуль защиты от опасного напряжения МЗОН-1 (МЗОН-1-01)
Модуль защиты от опасного напряжения МЗОН, МЗОН-1, МЗОН-1-01, входит состав ограничителя нагрузки крана ОНК 140 и предназначен для обеспечения безопасной работы грузоподъемной машины вблизи линии электропередач (ЛЭП). Ограничитель для башенных кранов (ОНК-140-35, ОНК-140-53) дополнительно комплектуются датчиками ветра, датчиком пути и высоты подъема крюка, в нем предусмотрена сложная координатная защита типа ломанной линии с шестью точками перегиба отдельно для крюка и стрелы. Все датчики перемещения имеют редуктор 50:1. Ограничитель выдает предупредительный сигнал в схему автоматики крана при приближении нагрузки крана к предельной, для снижения скорости работы механизмов, а также при приближении к введенной или встроенной координатной защите. В состав ограничителей для башенных, железнодорожных (ОНК-140-41), мостовых и дизель-электрических (ОНК-140-15-38) кранов входит блок питания и выходных реле, который преобразует напряжение 220Вx50Гц в напряжение +24В и обеспечивает коммутацию электрических цепей крана 380Вx16А. Ограничитель для кранов трубоукладчиков (ОНК-140-20, ОНК-140-46) имеет в своем составе датчик продольного и поперечного крена, который позволяет контролировать работу машины на наклонных поверхностях;
Ограничитель ОНК-160Б-00 — для кранов с балочной стрелой с системой управления на постоянном токе с использованием в качестве командоконтроллеров системы «РАДУК» Расположение шкафов управления – нижнее. Комплектуются датчиками перемещения с редукцией 50 без фланца. Назначение: для установки на краны КБСМ-503Б, КБ-503. ОНК-160Б-01 — для кранов с балочной стрелой с системой управления только на переменном токе. Применяются в основном на кранах КБ-403, КБ-408.21 «Нязепетровского краностроительного завода»
ОНК-160Б-02 — для кранов с маневровой стрелой с системой управления только на переменном токе. Применяются в основном на кранах КБ-415-07 ОНК-160Б-03 — для кранов с балочной стрелой, использующих в системе управления как постоянный, так и переменный ток в приводе передвижения крана, а также кранов с управлением полностью на переменном или постоянном токе. Применяются на кранах КБ-674, КБ-676. ОНК-160Б-04 —для кранов с балочной стрелой, кабина крановщика которого может устанавливаться на разных уровнях башни. Применяются на кранах КБ- 415, КБ-515 ОНК-160Б-05 — для кранов с балочной стрелой, находящихся в эксплуатации, с системой управления на переменном токе. В регистраторе параметров не фиксируются состояния входных сигналов и время наработки отдельных механизмов крана. Возможно подключение выходных реле в ОНК в кабине крана.
ОНК-160Б-06 — для кранов с маневровой стрелой, находящихся в эксплуатации, с системой управления на переменном токе. В регистраторе параметров не фиксируются состояния входных сигналов и время наработки отдельных механизмов крана. Возможно подключение выходных реле в ОНК в кабине крана. ОНК-160Б-07 — для кранов с балочной стрелой, находящихся в эксплуатации, с системой управления на переменном токе с кабиной крановщика, которая может устанавливаться на разных уровнях башни. В регистраторе параметров не фиксируются состояния входных сигналов и время наработки отдельных механизмов крана.
ОНК-160Б-08 — тоже, что ОНК-160-05 для кранов с балочной стрелой с верхним расположением шкафов управления и системой управления на постоянном токе.
ОНК-160Б-09 — для кранов с балочной стрелой, использующих в системе управления постоянный ток. Предназначен для кранов КБ-503, КБ-504, КБСМ- 504 без системы «РАДУК».
ОНК-160Б-10 — для кранов с маневровой стрелой, с системой управления на переменном токе. Предназначен для кранов КБ-100, КБ-160, КБ-309, КБ-404.4, КБ-405.
ОНК-160Б-11 — для кранов с балочной стрелой и подводом напряжения через кольцевой токоприемник, использующих в системе управления переменный ток. Предназначен для кранов НВК-160.1, НВК-100.1.
ОНК-160Б-12 —для кранов КБМ-401П-42 , Ржевского краностроительного завода.
ОНК-160Б-13 — для кранов КБ-572, КБ-578, КП-300, МВ-1645.
ОНК-160Б-14 — для кранов МКРС-ЗООП.
ОНК-160Б-15 — для кранов КБ-308, КБ-401П, КБ-403, КБ-406, КБ-408.
ОНК-160Б-16 — для кранов КБ-578.
ОНК-160Б-17 — как и ОНК-160Б-05 с пятью реле.
ОНК-160Б-18 — как и ОНК-160Б-15 с интерфейсом RS-232.
ОНК-160Б-19 — для кранов МКРС-300, КП-480, КП-450.
ОНК-160Б-20 — для крана FO-23B (китайский кран).
Отличительные особенности ОНК-160Б Встроенный в ОНК регистратор параметров крана (РП) отвечает всем требованиям действующих нормативных документов. В состав ограничителя входит встроенный анемометр. Возможность введения грузовой характеристики не только в виде функции, но и в табличном виде (до 16 точек) Ограничитель отключает движения крана при перегрузке. Ограничитель выдает запрет на работу крана с повышенными скоростями при превышении установленных величин по массе груза. Комплексная система координатной защиты обеспечивает установку защиты: - для крюка (ломанная стена до 40 точек); - для оголовка стрелы (ломаная стрела до 40 точек); – типа потолок для двух погрузочных-разгрузочных площадок. Ограничитель имеет встроенную защиту по превышению граничных параметров крана по высоте подъема и опускания крюка, повороту, пути и вылету. Питание ОНК осуществляется от сети переменного тока напряжением 220В. Ограничитель выдает цифровую информацию: - о моменте загрузки крана относительно его максимально допустимого значения на данном вылете М, в процентах; - о величине вылета крюка R, в метрах; - о предельном вылете, на который может быть перемещен груз на крюке; - о предельно-допустимой массе груза Qmax (о максимальной грузоподъемности) на данном вылете R, в тоннах; - о высоте подъема крюка Н, в метрах; - о фактической массе поднимаемого груза Q, в тоннах; - о скорости ветра V, в метрах в секунду с двухминутным осреднением; - об угле поворота крана; - о положении крана на подкрановых путях; - о запрограммированной в ОНК грузовой характеристике крана. Программное обеспечение единое для всех кранов, все параметры крана, в том числе и грузовая характеристика, вводятся в режиме настройки.
Ограничитель нагрузки крана ОНК-160С
Ограничитель нагрузки крана ОНК-160С (для стреловых кранов) предназначен для установки на стреловые краны и служит для защиты крана от перегрузок и опрокидывания при подъеме груза, защиты рабочего оборудования от повреждения при работе в стесненных условиях или в зоне линий электропередачи. Встроенный регистратор параметров работы крана содержит энергонезависимые часы реального времени, а объем его памяти позволяет подробно зафиксировать всю оперативную информацию за гарантийный срок работы крана. Причем регистрируется не только работа крана с перегрузкой, но и работа при недопустимых параметрах силовой установки (работа с перегретым двигателем или при пониженном давлении масла), что позволяет выявлять нарушения условий эксплуатации как крановой установки, так и шасси.
Ограничитель нагрузки крана ОГМ 240
Цифровой прибор безопасности ОГМ-240 предназначен для установки на самоходные стреловые краны. Данный прибор обеспечивает защиту крана от перегрузки и опрокидывания при подъеме груза недопустимой массы, защиту крана от повреждений при работе в стесненных условиях (координатная защита), защиту от опасного напряжения в зоне ЛЭП. ОГМ-240 отображает информацию: о степени загрузки крана, о фактической массе поднимаемого груза, о предельной грузоподъемности на данном вылете, о величине вылета, о длине стрелы и угле ее наклона, о высоте подъема оголовка и т.д. Прибор ОГМ-240 состоит из: блока индикации, датчика длины стрелы, датчика усилия (или 2-х датчиков давления для кранов с гидроприводом стрелы), датчика угла наклона стрелы, датчика азимута, датчика приближения к ЛЭП.
Ограничитель грузоподъемности мостовых кранов Альфа-М
Ограничитель предельной нагрузки Альфа-М предназначен для защиты крана от перегрузок при подъеме груза. В настоящее время еще существует на некоторых кранах, но не в полной мере отвечает последним требованиям НТД. Область применения прибора: краны мостового типа, эксплуатирующиеся на открытом воздухе и в закрытых помещениях. Прибор обеспечивает: - возможность подключения к своим входным цепям, по одному кабелю до 8 датчиков усилия; - выдачу в систему управления крана до четырех (в зависимости от модификации) релейных, дискретных управляющих сигналов для включения внешней звуковой сигнализации и остановки механизма подъема конкретной грузоподъемной (ГП) лебедки при ее перегрузке, а также для остановки механизмов подъема всех грузоподъемных лебедок (в направлении движения на подъем) при перегрузке крана; - ввод грузовой характеристики, управляющей и идентификационной информации с лицевой панели прибора; - цифровую и светодиодную индикацию состояния и режимов работы крана и ограничителя; - включение световой и звуковой сигнализации (предупреждающей и аварийной) при перегрузке любой из грузоподъемных лебедок или крана; - регистрацию, хранение и считывание информации о работе крана с последующей обработкой на персональном компьютере с помощью прибора считывания (ПС) и Программы обработки (ПО); - проверку исправности основных устройств: блоков и датчиков, линий связи с датчиками и локализует неисправность путем выдачи на индикатор ее кода.
Ограничитель грузоподъемности мостовых и козловых кранов ОГШ-2.10
Ограничитель грузоподъемности ОГШ-2.10 является наиболее совершенным прибором безопасности с цифровой передачей данных от датчиков и встроенным регистратором параметров. Цифровая передача данных позволяет располагать микропроцессорный блок на значительном расстоянии от датчиков и размещать его в удобном для крановщика месте в кабине. Так же цифровая передача данных обеспечивает высокую помехозащищенность, что дает возможность использовать ограничитель в условиях сильных индустриальных помех, не применяя при этом дорогие экранированные кабели. Встроенный регистратор параметров отвечает требованиям ГОСТ 32575.5-13, РД СМА-001-03. Они имеют широкий набор функций и программное обеспечение, позволяющее наиболее полно реализовать требования к ограничителю, исходя из особенностей конструкции и эксплуатации крана. Ограничители грузоподъемности ОГШ-2.10 предназначены для применения на любых мостовых и козловых кранах всех типов с количеством датчиков от одного до четырех при любом сочетании режимов работы. Ограничители выпускаются либо со светодиодной индикацией нагрузки — ОГШ- 2.10И , либо с цифровой — ОГШ-2.10Ц. Принцип действия ограничителя заключается в сравнении действующей нагрузки с заданными порогами срабатывания и формировании сигналов запрещения работы путем размыкания цепей управления механизмов.
Ограничитель грузоподъемности для мостовых и козловых кранов «ВОЛНА» ОГМК 1-1
Ограничитель грузоподъемности для мостовых и козловых кранов «ВОЛНА» ОГМК 1-1 предназначен для защиты конструкций и механизмов кранов от перегрузки и для контроля за нагружением крана и уменьшением остаточного ресурса металлоконструкций. Прибор обеспечивает: - индикацию веса поднимаемого груза в килограммах, тоннах и в процентах от номинальной грузоподъемности крана; - индикацию текущего времени; - создание управляющего сигнала на блокирование подъема груза при нагрузке выше предельно допустимой грузоподъемности крана; - ввод параметров номинальной и предельной грузоподъемности крана, кратности полиспаста; - регистрацию параметров работы крана. Прибор производит фиксацию и запоминание электрических характеристик эксплуатации крана для дальнейшей расшифровки и набора статистических данных о загрузки и перегрузках крана в процессе эксплуатации. Прибор состоит из блока управления и регистрации параметров (БУРИ МК), блока питания и промежуточных реле (БППР), устройства считывания информации (УСИ-1), тензопреобразователя (ТП-1); ключей электронных (отладочного КО и считывания КС) и программного модуля-дискеты с программным обеспечением для обработки на персональном компьютере считанных из прибора данных.
Ограничитель грузоподъемности мостовых и козловых кранов ПС-80
Прибор безопасности для установки на электрические мостовые и козловые краны грузоподъемностью от 5 до 500 т с целью защиты конструкций и механизмов крана от перегрузок. Ограничители предельного груза серии ПС-60 для подъемников и вышек; Ограничители предельного груза серии ПС-60 для строительных подъемников (строительных подъемных площадок); ОГП ПС80 состоит из одного или нескольких датчиков силы, блока логики БЛ со стрелочным указателем нагрузки и блока исполнительных реле БР. Датчик силы определяет нагрузку на крюк, приведенную к месту установки датчика.